23:36 

В преддверии экзама

Causa causarum
по методике русского йезыга меня не покидает скверное ощущение, что знания по этому предмету мне весьма слабо пригодятся в профессиональной деятельности (если она еще будет, эта профессиональная деятельность). Не настолько, конечно, как выученные наизусть лекции по дидактике, но все равно пригодятся весьма слабо. А все потому, что разные методики, психологии, дидактики и т. д. настойчиво пытаются превратить в полноценные научные дисциплины, придумывают комплексы принципов и методов, изобретают какие-то догмы, дают разные определения к разным терминам и устраивают по этому поводу долгие дебаты, да от только человек - существо никуя непредсказуемое, и приемы, выдуманные кабинетными учеными, которые вели в школе два года, а потом болтались со студентами на педпрактике, работают хреново, если работают вообще. И веет от учебника методики духом этакой, знаете ли, утопии в духе Томаса Мора или товарища Кампанеллы. В учебнике дети, конечно, охотно выполняют домашние задания, а особо одаренные охотно выполняют задания повышенной трудности, потому что им интересно (я тут, плять, сразу вспоминаю, как я выполняла задания повышенной трудности по физике и алгебре на оценку; хотя - йес - скучно мне не было ни разу), пишут затейливые сочинения, придумывают подписи к карточкам и повышают творческую активность (помнится, обычная реакция на задания, повышающие творческую активность, у меня и моих товарищей была примерно следующей: "опять эта &#@&% заставляет делать какую-то @%&$# и еще писать сказку про @#$&$", хотя мб это просто товарищи мне нетворческие попались), а самой страшной проблемой представляется вопрос о том, как целесообразней объяснять про корни с чередованиями: рассказать сразу про все, а потом не ебсти мозги никому на свете и делать упражнения, или на каждом уроке выдавать новую порцию корней и чередований. А как только я приду в школу на самом деле и повстречаюсь с классом, составленном из Пистулькиных (как-нибудь, когда появится много-много свободного времени, я расскажу о Пистульке и его друзьях подробнее: эти затейливые симплициссимусы того заслуживают) братьев и сестер по разуму, то главной проблемой для меня станет не вопрос дозирования чередований, а вопрос отбирания у группы товарищей колоды игральных карт, мобильных телефонов, плееров и приставки Playstation Portable. А дозирование чередований уйдет на двадцать пятый план и покажется чем-то вроде отчетности о хозяйстве полевых кухонь писаря Ванека. Домашние задания Пистулька делать, конечно, не будет, и одной из причин этого является тот факт, что Пистулька к 15 годам довольно скверно выучился писать. Что же до пресловутой проблемы корней с чередованиями, то Пистульке теорию целесообразней не объяснять вовсе, потому что он все равно не слушает, учебник давно потерял, а тетради никогда не имел; гораздо проще вытащить Пистульку к доске и натаскивать его на конкретных примерах до тех пор, пока он хоть что-то не запомнит.

Вся беда методики, дидактики и т. д. в том, что в процессе превращения их в полноценные научные дисциплины, насыщения терминами, правилами, определениями, окаменевшими принципами и набором догм, не учли реальность и человека. Посему методика у нас сама по себе, и учебный процесс тоже сам по себе. Разные комплексы методов и приемов исправно изобретаются, о них много чешут языками в научных и околонаучных кругах, пишутся статьи, защищаются кандидатские и докторские, в которые соискатели умудряются подсчитывать, на сколько процентов повысились у детей коммуникативные навыки и выросло самосознание (прямо не дети, а персонажи РПГ, которым повысили уровень, я куею просто; мб машинку такую изобрели, чтобы уровень коммуникативных навыков определяла в процентах, а я ничего не знаю пока), и все это здорово напоминает схоластические дебаты на тему: "Спасутся ли Сократ и другие благочестивые философы древности?" А в школе учитель зачастую радостно плюет на разные нововведения. Да что там, сами преподы-методисты, трындящие на лекциях о радостях эвристического метода познания действительности, пользуются в основном методом репродуктивным (перескажи, чего я тебе говорил, и еще то, что у Баранова написано, и чтоб без отсебятины). Преподавать нужно просто уметь и еще нужно, чтобы не покуй на все было, тогда что-то выйдет, а заучиванием принципов и способов их реализации делу не поможешь. От такое у меня складывается глубокое убеждение.

URL
Комментарии
2007-06-30 в 15:29 

А прекрасный и кристально чистый душой и телом профессор Снейп горделиво взирал на творящееся безумие и радовался тому, что он выше всего этого.
Ты забыла написать про мега-средства наглядности - граммпластинки, транспаранты и диапозитивы :lol:

2007-07-01 в 17:42 

Causa causarum
Угу, но тогда это будет как у Горького: "Сказка не кончена, но дальше нецензурно".

URL
     

Демикотоновая книга

главная